Payday Loans
Главная Статьи В национальных объединениях Прошлое, настоящее, будущее удмуртского народа
Прошлое, настоящее, будущее удмуртского народа PDF Печать E-mail
29.11.2016 08:26

Ноябрь 1991 года. Делегация Кизнерского района на I съезде удмуртов (г.Ижевск).В ноябре 1991 года в Ижевске  прошел первый Всесоюзный съезд удмуртов, где и была создана общественная организация "Удмурт кенеш". Перестройка и тут была заметна. Все ликовали, эмоции  перехлестывали всех собравшихся. Всюду были песни, пляски, одним словом - свобода!

Но быстро поняли,  что нужно делать реальные практические шаги и работать в этом направлении каждый день. Только так удмуртский народ сохранится как этнос. А доподлинно известно, что носителем этноса является родной язык. Поэтому  первоочередной задачей перед нашей районной организацией "Удмурт кенеш" стояло привлечение к изучению родного (удмуртского) языка так называемых обрусевших удмуртов. Это, конечно же, в поселке Кизнер. В сельских же школах открылась другая проблема - надо было работать над повышением степени владения русским языком. Вот именно тогда, в начале девяностых годов, открылись в детских садах и школах №1 и №2, в  с. Кизнер группы и классы по изучению удмуртского языка. Мы безгранично признательны вам, педагоги-первопроходцы, за ту огромную работу с детьми. Вы прививали им чувство уважения к людям всех национальностей, живущих рядом, развивали духовное начало, учили добру. Хорошо, что удавалось нам вместе с руководством РОНО  хоть чуть-чуть, но материально поддерживать этих педагогов. Но с сожалением приходится констатировать, что это доброе начало не во всех школах нашло продолжение. С большим трудом изучался удмуртский язык в Короленковской школе, где около 70% населения были удмуртами. Не отголоски ли "Мултанского дела" сказывались в этом?

В обществе есть несколько групп, для которых высок риск отказа от родного языка. С возрастом, в  зрелости, когда человек сформирован, ему становятся интересными и родной язык, и родная культура. Он уже не откажется, как правило, от своей национальности. А вот в подростковом возрасте, когда ребенок открывает для себя совершенно новый мир, знакомится с Интернетом, где есть всё, кроме родного языка, возникает отторжение, может, и непроизвольное. Поэтому педагогам именно в этот период надо работать (совместно с родителями) по проблемам истории своего народа, его культуры, обращаться к опыту старшего поколения, традициям, обычаям. А главными помощниками в этом должны быть общественные организации. Хорошее начало было заложено в 1996-1998 годах в нашем районе. Был разработан проект "Прошлое, настоящее, будущее удмуртского народа". Совместно с РОНО  систематически проводились встречи учащихся 7-11 классов с общественными и политическими деятелями района, республики, с учеными, писателями, поэтами, депутатами райсовета и Госсовета. Считаю, что эту работу непременно надо возобновить.

Если работа удмуртских общественных организаций ("Дэмен", "Удмурт кенеш") в соседних с Кизнерским районом - Алнашском, Можгинском, Малопургинском - в 90-е годы уже процветала, то у нас активности еще, к сожалению, не было. Было трудно еще и потому, что в то время не было передач удмуртского телевидения. Но все же “лед тронулся”. Первое большое мероприятие для удмуртов Кизнерского района мы провели в д. Старая  Бодья. Праздник вылился во всенародный. Приехали коллективы самодеятельности не только из удмуртских деревень, но даже из русского Бемыжа. Около 4-х часов проходила встреча, народ не хотел расходиться. Приезжали на эту встречу гости из республики - журналисты газеты "Советская Удмуртия" А.Шкляев, Р.Хайдаров, А.Григорьев, писатель и композитор П.Кубашев, самодеятельный композитор и певец из с. Алнаши Н.Постников и В.Соловьев. Именно эта встреча всколыхнула удмуртов Кизнерского района, пробудила самосознание. Это и стало началом деятельности "Удмурт кенеша" в районе.

Первый национальный праздник "Гербер" был проведен в 1995 году в д. Синяр-Бодья. Кстати, по просьбе самих жителей деревни. Как отметила Ф.М. Тубылова (руководитель коллектива "Зарни шеп"), праздник мог бы иметь статус республиканского. На таком уровне он был организован. Это, конечно же, стало высокой оценкой нашей работы. Каким образцом для жителей всего района была деревня  Синяр-Бодья - дружная, трудолюбивая! Везде порядок, идеальная чистота на улицах. Долгое время даже после "Гербера" синяр-бодьинцы принимали наших гостей из Эстонии, Венгрии, Финляндии. В то время деревня практически была культурным центром района. Огромное вам спасибо, земляки, за совместную работу. И в первую очередь В.К. Чернышовой, В.Ф. Горбунову. Конечно, не смогли бы провести все эти меро-приятия, если бы рядом не было таких помощников, как А.В.Алексеева. Это человек, который никогда не считал эту работу не своей, никогда не говорил, что она занята. С ее перепечами встречали мы на железнодорожном вокзале (как считается, "воротами" нашей республики) делегацию Удмуртии и Всемирного конгресса финно-угорских народов в 1998 году. Она, Алевтина Вениаминовна, была и есть всегда рядом.

Доброй традицией в районе стала встреча кизнерцев, приехавших на эту землю волею судьбы в разные годы из других уголков Удмуртии и соседних регионов. Многие до этой встречи, может быть, и жили  в соседях, но не знали, что они земляки. А наши вечера "Куно пумитан" свели их, знакомили, дарили радость, чувства встречи со своей малой родиной. Особенно незабываемой стала встреча завятских удмуртов нашего района. Прошло уже достаточно времени (около 10 лет). Наверное, новые люди переселились в район. Пора вернуться, пожалуй, и к этим встречам.

В 1998 году я начала работать в г. Ижевске. Очень рада, что начатая нами работа была продолжена  умными, авторитетными лидерами удмуртского движения С.П.Петровой, В.В.Рассомахиной и А.Л.Покошевой.

Совместно с Министерством культуры, комитетом по делам национальностей при Правительстве УР в 1996 году нам удалось провести большое мероприятие, посвященное 100-летию "Мултанского дела". Была проделана огромная организаторская работа со всеми коллективами художественной самодеятельности. Спасибо, конечно же, заведующей  отделом культуры Н.Г.Фроловой, ее сотрудникам Л.И.Габуния, В.Ю.Дубовцеву. Большую оценку этому мероприятию дали гости из Эстонии, Финляндии, руководители национально-культурных объединений республики. Всю работу по подготовке и проведению этого мероприятия держал на контроле Совет Министров УР. Благодаря совместной деятельности, руководству района удалось решить тогда вопросы по строительству асфальтированной дороги на Короленко, детского сада, амбулатории, ремонту филиала музея и памятника В.Г. Короленко.

Каждый народ имеет свое мировоззрение, свою культуру. Развивая их, в том числе и язык, традиции, он сохраняет свою идентичность, неповторимость. Кто, как не мы, взрослые активисты, все, кому не безразлична дальнейшая судьба своего народа, должны вкладывать свои знания, умения в дело по обучению, воспитанию поколения, которому жить в эпоху глобализма, быть равными среди равных, передавать опыт старшего поколения, уважения к семье, к труду и патриотическим ценностям?

Жить не изолированно, а  учить толерантности, межкультурному диалогу. Особенно сейчас, когда межэтнические конфликты становятся серьезной угрозой миру. Воспитывать добрососедское отношение друг к другу. А удмурты это могут. Их типичными чертами характера считаются скромность, и даже стеснительность до робости, немногословие, сдержанность в проявлении чувств. А чтобы в этом мире нам не затеряться, может быть, надо быть немного добрее, смелее, больше трудиться, быть более интеллигентными, воспитанными? Чтоб на своей земле нам было комфортно жить. Чтобы ценили меня не за то, что я удмурт, а за то, что я равный среди равных. Так, как ценят сегодня А.И.Плотникова, А.Н.Баллеева, А.Л.Покошеву, Л.А.Петрова, В.В.Рассомахину, Ю.П.Решетникова, А.Ю.Шитову, В.П.Андреева, Н.Я.Крючкову,       А.В.Корнилову и многих, многих других. Давайте же продолжим те давние традиции "Удмурт кенеша", оставившие в истории района неизгладимый след!

Е.ПЕТРОВА, 
первый председатель районного отделения
Всеудмуртской ассоциации  "Удмурт кенеш".


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить