Payday Loans
Главная Статьи История,краеведение
История,краеведение
“Я сделал всё, что мог...” PDF Печать E-mail
24.11.2016 14:11

М.Ильин со своей семьёй (20-ые годы)В нашей истории много людей, чьи имена незаслуженно забыты. Одно из них -  имя  Ильина Михаила   Ильича,  яркого  представителя  удмуртской интеллигенции, одного из зачинателей удмуртской поэзии, просветителя и видного  деятеля  культуры.   С портрета на нас смотрит весьма привлекательный мужчина европейского типа, с широким лбом, умными и добрыми глазами и элегантной бородкой, напоминающий  героя чеховских рассказов.

Родился Михаил  Ильич   25 ноября  1876 года  в деревне  Макан -Пельга бывшего Елабужского уезда Вятской губернии (ныне Кизнерского района УР) в крестьянской семье. В 1895 году он блестяще закончил Казанскую инородческую учительскую семинарию, учительствовал в отдаленных удмуртских деревнях -Урустамак  Бавлинского района Татарстана, Абыш Алнашского района Удмуртии,  несколько лет работал инспектором народных училищ.

Революцию 1917 года М.И.Ильин встретил уже человеком,  имеющим солидное образование, богатую профессиональную практику, солидный творческий багаж и жизненный опыт. А с приходом Советской власти, в связи  с нехваткой грамотных специалистов из коренного народа, его перебрасывают с одного рабочего места на другое. Он преподавал в Елабужской учительской семинарии, Можгинском и Ижевском педагогических техникумах, на рабфаке и  в совпартшколе в Ижевске,  работал в редакции газеты "Гудыри" ("Гром"),  был директором Удмуртского республиканского краеведческого музея, где  ему  пришлось начинать все с нуля. Его жена  всегда держала его походный баульчик наготове,  не зная, в каком качестве он вернется домой вечером.

Писать собственные произведения Михаил  Ильич  начал в начале 1910-х годов одновременно с работой по изучению фольклора и этнографии удмуртов. Первым солидным  литературным и научно-исследовательским трудом  стал напечатанный в Уфе в 1915 году   очерк "Игры и хороводы вотской молодежи весной",  в который вошли стихи  на удмуртском языке по мотивам  песен южных  удмуртов. А пик творческой деятельности  Михаила Ильина приходится на период сотрудничества  с общеудмуртской газетой "Гудыри", учрежденной  в 1918 году в Елабуге. Ильин  был самым активным ее автором: почти  в каждом номере печатались  его материалы.  Так,  в 1927 году, например,   его работы   в разных жанрах и на разные темы публиковались  297 раз.

Печатался он под разными   псевдонимами:   Гуртысь пересь  (Деревенский старец), Пересь дышетись  (Старый учитель), Мер-пи  (Человек общины). В своих стихах Михаил  Ильич  писал о родном крае и его природе, о крестьянском труде, используя  удмуртский  фольклор,  который он  собирал  всю  жизнь. С особой любовью (в 1924 году) он писал о своем родном народе:

Какой же ты скромный,
Мой умный народ,
Спокойный и милый
Удмуртский народ.
Когда я услышу –
Ты славно живёшь,
Счастливым и я становлюсь.
Когда я узнаю,
Как трудишься ты –
Всем сердцем тобою горжусь!

(Перевод Н.Рыловой)

Ещё при   жизни у него вышли несколько сборников.  Благодаря М.Ильину в удмуртском языке появился литературный термин "кылбур" (стихотворение).  Его интересовала и музыка: нередко на скрипке  он  перекладывал  на музыку удмуртские стихи.

Известны его песни "Ой, льомпу но сяськаос", ("Ой,  цветы черемухи")  "Поръялоз, поръялоз" ("Кружит, кружит…"). По воспоминаниям, в доме Ильиных была  богатейшая библиотека.

В 1928 году   на съемках первого удмуртского немого художественного фильма "Соперницы" он входил в состав съемочной группы московской кинофабрики  "Межрабпром-Русь", выступая как научный консультант  по вопросам удмуртской этнографии.

В конце 1920-х годов, предчувствуя изменения в стране, Михаил Ильич уходит со всех постов. Он уезжает из города и ведет скромную жизнь в Малой Пурге,  откуда родом была его вторая жена (первая  умерла в 1927 году). В  начале 30-х годов  начинаются репрессии его ближайших сподвижников. Михаил Ильич уцелел от ареста, но в 1935 году в возрасте  59 лет он  умирает от  тяжелой болезни. Говорят, перед смертью он сказал: "Я сделал все, что мог…". Похоронен М.И.Ильин в селе Малая Пурга.

Правительства  Советской России и Удмуртской  автономной   республики  высоко оценили его заслуги.  В 1923 году  ему было присвоено  звание Героя Труда, а в 1934 году  назначена персональная пенсия. Но  позже имя Ильина Михаила Ильича  попало под запрет до 1950-х годов. Причина была в том, что он верил в Бога и никогда этого ни от кого не скрывал.

25  ноября 2016 года исполняется 140 лет со дня рождения Михаила Ильича Ильина,  нашего знаменитого  земляка,  жизнью и творчеством которого могут гордиться не только кизнерцы,  но и весь удмуртский  народ.


В.ШИБАНОВА, 
главный хранитель  фондов   Кизнерского краеведческого музея.

 
Мултанская история. Возвращение PDF Печать E-mail
16.09.2016 12:39

Даже осенняя прохлада не помешала горячему приему  гостей, прибывших в с.Короленко7 сентября научно-практическая конференция "Мултанский процесс: испытание духа, чести и достоинства удмуртского народа" продолжила свою работу в Кизнерском районе, в селе Короленко. Гостеприимные короленковцы встретили столичную делегацию песнями, перепечами, караваем и удмуртскими традиционными напитками. В этот день было, кого встречать с радушием! Сюда прибыла делегация короленковедов, музееведов, представители министерства культуры и туризма УР, куратор Кизнерского района А.Д.Перунов, наши земляки - А.И.Ураськин, В.М.Ванюшев. Приехали на свою малую родину и правнучки Василия Кузнецова, одного из обвиняемых в человеческом жертвоприношении.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗЕМЛЯ
С приветственным словом ко всем собравшимся обратился Глава Кизнерского района А.И.Плотников. "Мы находимся на земле, которая пропитана слезами людей, севших на скамью подсудимых в показательном процессе над удмуртами-крестьянами, - произнес Александр Иванович в своей речи. - Мы благодарны Владимиру Галактионовичу Короленко и всей интеллигенции России, приложившим  усилия для вынесенения оправдательного приговора. Искренне признателен всем, кто находится сегодня здесь, наша встреча - дань уважения исторической памяти". Преклоняясь перед заслугами  В.Г. Короленко, участники мероприятия возложили цветы к подножию его памятника. Его отреставрировали к этой юбилейной дате.

После этого делегация посетила музей "Вуж Мултан" и старинный Храм Успения Пресвятой Богородицы. Ознакомившись с достопримечательностями села, делегация отправилась в районный центр. Конференция продолжила работу в большом зале Дворца культуры "Зори Кизнера".

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Здесь кизнерцы заслушали часть докладов, что звучали с республиканской трибуны в первый день конференции. Более ответственно организаторы мероприятия подошли к приглашению зрительской аудитории в п.Кизнер, в зале - педагоги района, старшеклассники, работники социальной сферы. Это была заинтересованная аудитория, доклады ученых и архивистов могут быть применимы ими в дальнейшем учебном процессе, профессиональной деятельности. Особое отношение кизнерцев к "Мултанскому процессу" объяснимо еще и тем, что события, происходившие во времена царского самодержавия, проходили здесь, на нашей земле.

Экскурсия в храме Успения Пресвятой БогородицыВ этот день каждый почувствовал свою сопричастность к Мултанскому делу. Путешествием во времени можно назвать спектакль "Мултан уж" ("Мултанское дело"). Постановка по роману М.П.Петрова в исполнении артистов Государственного национального театра УР стала настоящим подарком для всех без исключения зрителей. И взрослые, и школьники одинаково завороженно следили за действом, словно оказавшись в гуще событий более чем вековой давности - настолько естественной, живой, эмоциональной и яркой была актерская игра, грамотно выстроены мизансцены, световое и музыкальное оформление усиливало драматургию спектакля. Скажу за себя - я по-новому взглянула на "Мултанский процесс", такое ощущение, что открыла его для себя впервые. Спасибо артистам, сценаристам и постановщикам этого спектакля.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ КИЗНЕРЦЕВ
Уже на выходе из РДК можно было услышать обрывки диалогов, наполненных восторженными эмоциями от театральной постановки. Некоторые же, не скрывая впечатлений, утирали, извиняюще улыбаясь, накатившие на глаза слезы… А уже на следующий день в редакцию обращались с просьбой непременно поблагодарить артистов спектакля.

Галина Петровна Смоленских, к примеру, поделилась не только впечатлениями от спектакля, но и личными воспоминания, которые взбудоражила в ее памяти театральная постановка. "Я прослезилась, когда Короленко выступал в суде. Скажу честно, первой книгой, прочитанной мной на удмуртском языке, был именно роман М.Петрова "Вуж Мултан", - говорит Галина Петровна. -  Я еще сама застала гонения на удмуртов. Тогда училась в начальной школе в 140 квартале, и мы с подружками услышали от одной женщины, что "акмурты пьют кровь" (она удмуртов акмуртами называла). И мы сами, будучи детьми из удмуртских семей, поверили ее словам и придумали себе такого "акмурта". Им стал местный старик, выглядевший, как злой герой сказок. Мы от него всегда убегали и прятались. Сейчас такого, надеюсь, нет. Хотя и во взрослой жизни я однажды встретила людей, которые откровенно ненавидели удмуртов, но объяснить своей неприязни не могли, наверно, и это - отголоски Мултанского дела".

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Зачем надо вспоминать давние исторические факты, возвращаться к теме униженных и оскорбленных, говорить вновь о Мултанском процессе, разве это нужно для жизни современников? - этими вопросами может задаться любой из нас. Но однозначно правильный ответ дала прошедшая конференция - в среде народов России всегда должны быть такие мужественные люди, как В.Г.Короленко, которые смогут, если возникнет необходимость, встать на защиту малых этносов от наветов и унижений.

Как усовершенствовать работу музея в с.Короленко, решали здесь же, во время экскурсииСожалею об одном, что не успела сфотографировать момент, когда Л.И.Шумихина, внучка одного из обвиняемых в Мултанском деле, вышла по окончании спектакля уже из опустевшего зала на сцену, чтобы пожать руку актеру, сыгравшему роль В.Г.Короленко в спектакле "Мултан уж". Во время многозначительного рукопожатия она сказала без ложной театральности: "Спасибо Вам, Владимир Галактионович, от потомков людей, на защиту которых вы встали!". Осталось добавить слова благодарности всем, кто стал организатором и участником конференции, подарил нам массу новых открытий, ярких впечатлений и усилил веру в то, что справедливость и доброта сильнее лжи и злобы.

Татьяна ТЕРЕНТЬЕВА,
фото автора
и Александра ЕЛЬКИНА

 
Мултанская история. Возвращение. PDF Печать E-mail
12.09.2016 14:58

Выступление В.М.Ванюшева было полностью  на родном удмуртском языке"Мултанский процесс: испытание духа, чести и достоинства удмуртского народа" - так было обозначено название научно-практической конференции, посвященной 120-летию окончания Мултанского дела по ложному обвинению крестьян-удмуртов в человеческих жертвоприношениях. Это историческое событие, происходившее в д.Старый Мултан (ныне с.Короленко Кизнерского района), стало уроком для всех народов России, ярким примером межнационального единства. Неслучайно конференции был придан всероссийский уровень. Значим и тот факт, что среди слушателей докладов ученых и исследователей – студенты республикан-ских вузов и кизнерские школьники. "Подобные бесчинства не должны повториться в истории нашей страны" - негласным лозунгом звучало именно это утверждение.

ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Первый день конференции (6 сентября) проходил в Доме Дружбы народов г.Ижевска. В торжественном открытии участвовали представители  Министерства  национальной политики УР,  Министерства  культуры и туризма УР, Дома дружбы народов, Всеудмуртской ассоциации "Удмурт кенеш". От нашего же района с приветственным словом выступила В.С.Орехова, заместитель главы Администрации МО "Кизнерский район".

В центре всеобщего внимания на конференции стало Мултанское дело. К нему обращаются историки, краеведы, этнографы в разных уголках России. Только в этом году об участии в конференции заявили учёные из Ижевска, Глазова, Кирова, Санкт-Петербурга.

Свой взгляд на исторический факт конца 19 века и у деятелей культуры и искусства. Одним из ярких моментов открытия конференции стала презентация фильма "Мултан-ское дело" (реж. Анатолий Добряков), снятого ТРК "Моя Удмуртия" в рамках цикла документальных очерков "Кто мы?", посвящённых истории и этнографии Удмуртии. "Мултанское дело" стало первой темой этого цикла. 

НАУЧНАЯ ЧАСТЬ
Порядка 20 докладчиков выступили на конференции в первый день. Рассказать обо всех в формате нашей газеты нереально. Хотя министерство национальной политики УР заверило: "Все научные изыскания найдут отражение на страницах сборника, что непременно будет издан по итогам конференции".

А ведь большинство докладов содержало в себе новые, аргументированные, подтвержденные документально факты. Говорили здесь о предыстории Мултанского дела, о его историческом значении и для современности в том числе. Созвучными темами для Мултанского процесса стало изучение традиций удмуртского народа, видов молений и способов жертвоприношения. Исследователи не оставили без внимания личность правозащитника В.Г.Короленко, рассматривая его деятельность в культурно-историческом и научном пространстве Удмуртии. Литературным памятником по праву считается произведение М.Петрова "Старый Мултан", его перечитывают, цитируют, по мотивам романа театры Удмуртии ставят новые спектакли. Как раз с анализом постановок разных лет выступил наш земляк, поэт и филолог, Василий Ванюшев. Кстати, днем позже кизнерцы смогли убедиться в правоте суждений Василия Михайловича, спектакль Удмуртского национального театра "Мултан уж" был продемонстрирован на второй день конференции на сцене Дворца культуры "Зори Кизнера" и вызвал небывалый восторг зрителей. Об этом расскажем позже, пока же вернемся в Дом Дружбы народов.

Такую выставку представили кизнерские музееведы  в Доме дружбы народовВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ
Популяризация знаний об этнической культуре и религии народов республики служит развитию добрососедских отношений, взаимоуважению между народами. Опытом своей работы по формированию этнической толерантности поделились научные сотрудники Глазовского государственного педагогического института им. В.Г.Короленко и Удмуртского института истории языка и литературы Российской академии наук.

"Храним благодарную память" - так назывался доклад Ольги Соколовой, директора филиала Кизнерского краеведческого музея в с.Короленко, о работе, проводимой на исторической мултанской земле.

"АКАДЕМИЧЕСКОЕ"
УДОВОЛЬСТВИЕ

Одним из украшений первого дня конференции стало выступление Академической хоровой капеллы Удмуртии. Сказать "хорошо" или "отлично" о выступлении этого коллектива - значит прослыть попросту косноязычным человеком. Прикосновение к высокопрофессиональному искусству требует по-настоящему торжественных од.

Вы знаете, что "академический" - это не просто слово, для творческих коллективов - это почетное звание, присваивается в значении "высшей категории".

Лишь небольшое количество коллективов России может с гордостью носить это звание, среди них Большой театр, Московская филармония, Хор имени Пятницкого, а с 1995 года - и хоровая капелла Удмуртии. Капелла стала первым в республике коллективом, получившим это звание. Это еще один повод для гордости за родную республику и ее талантливых людей!

Первый, плодотворный день конференции в столице Удмуртии завершился. Делегация Кизнерского района в составе более 20 человек направилось домой, в Кизнерский район, для того, чтобы 7 сентября вновь вернуться к Мултанскому процессу, уже на кизнерской земле. О нем мы ещё расскажем в нашей газете.

Татьяна ТЕРЕНТЬЕВА,
фото автора


 
Мултанское дело. 120 лет спустя PDF Печать E-mail
12.09.2016 14:51

В течение двух дней, 6 и 7 сентября, проходила Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 120-летию окончания Мултанского дела. Ижевск-Короленко-Кизнер - таким стал маршрут участников конференции. Об итогах первого дня читайте на 3-й странице номера. На фото: короленковцы встречают гостей конференции у памятника В.Г.Короленко.

Фото Татьяны РЕШЕТНИКОВОЙ.

 
Домик на окраине PDF Печать E-mail
19.07.2016 07:45

Вновь и вновь перед глазами встает моя малая родина, д.Коммуна. Многие уже не знают, что была такая деревня, и где находилась. А располагалась она между д.Старые Копки и д. Сюлонер-Юмья. Места здесь красивые: леса, поля, луга, речка. Деревня наша утопала в садах. Люди жили простые, добрые и работящие. Не сыскать теперь на карте нашей деревеньки… Осталась лишь память и несколько документальных фактов.

Известно, что деревня образовалась в 1928 году, в период коллективизации. Сюда привезли скот, имущество, инвентарь, построили общественную баню, столовую. Да, это была настоящая коммуна, отсюда и пошло название самой деревни. Но в 1931 г. коммуну преобразовывают в колхоз им. Сталина. Председателем назначают Александра Семеновича Пономарева, моего деда по отцовской линии. Отец же мой, Александр Александрович, долгие годы работал кузнецом, бригадиром полеводов и учетчиком тракторной бригады.

Задумываюсь порой, как же в те годы относились к религии мои односельчане? Сказать, что были верующими, нельзя. Что не верующие - тоже неправда. Знаю, что на службу не ходили (времена были не те), но если какая беда случалась, без церкви не обходились. Хотя по официальным данным, в Успенско-Богородицкой церкви жители нашей деревни прихожанами не числились. А вот цифры из похозяйственной книги за 1952-54 годы: в деревне проживает 116 человек, из которых 67 женщин, 49 мужчин, из них 31 - дети.

Я появилась на свет в 1957 году. Родительский дом был первым на въезде в деревню, то есть на окраине. Вплоть до 1979 года, до переезда в Старые Копки, мы жили здесь, в Коммуне. Жили настолько дружно, что даже сейчас, когда встречаю кого-то из своих земляков, считаю их своей родной семьей. Есть нам, что вспомнить, о чем поговорить.

Несмотря на то, что деревня была маленькая, имелся конный двор, два картофелехранилища, многофункциональная сушилка, льномялка, водокачка, ток, кузница и  фермы: сначала держали кур, потом свиней. А в сушилке не только сушили зерно и лен, там было оборудовано место для подращивания цыплят.

Плохо помню, но имелся в деревне свой клуб. Он находился между домами М.А Пономарева и Н.Г. Казанцева, позади клуба - ясли. В них меня водила мама. Нянечка в нашей группе была Антонина Николаевна Казанцева. Как-то вспоминали про эти ясли с Валентиной Михайловной Решетниковой (Пономаревой). Она говорит, что суп варили в яслях, а вот хлеб и другую еду брали из дома.

Позже клуб использовали для хранения и сушки зерна. А еще помню карусель возле клуба. В 70-е годы молодежи было в деревне много. Мы ставили концерты, вечерами играли в футбол, волейбол, вышибалы. А как весело здесь встречали Пасху! Гена Мальцев привязывал нам качели либо на току, либо под навесом конного двора. Мы качались на них, пели частушки и песни. А сколько репетировали! Был у нас гармонист Миша Решетников, он и на гитаре играл, и на гармошке, и на баяне. Усаживался, бывало, на качелях в центре и играл, а мы пели. Такая традиция была, отмечать праздник с песнями и на качелях.

Ещё из церковных праздников широко отмечалась "Казанская". В этот день к вечеру все жители собирались около дома Казанцевых. У них под окном стояла большая лавка. Сооружали стол, и в мгновение ока он превращался в "рог изобилия". Угощались, пели, плясали - всей деревней!

Мы, подростки 13-15 лет, помогали взрослым на сенокосе. Нас привлекали ворочать сено, сгребать, подгребать за волокушами. В обед с сенокоса домой не ездили, нас кормили там. А утром и вечером нас везли на грузовой машине. И пока мы едем, столько песен напоем! Иногда с сенокоса приезжали на пруд в д.Сюлонер-Юмья искупаться.

Вспоминаешь сюжеты из своего детства и думаешь: жизнь была вроде тяжелая, но все было так просто. Хотелось петь и жить, и, главное, все успевалось.

А ведь могла сложиться история нашей деревни иначе!? К сожалению, в 80-е годы была такая политика государства - переселить малые деревни в центральные усадьбы. Исчезла деревня Коммуна, потихоньку разъехались все, кто куда…

Людмила ПУПОВА
(ПОНОМАРЁВА).


 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >>

Страница 4 из 6
erotik shop erotik market erotik giyim erotik dergi ereksiyon hapi sex shop seks shop bayan uyarici bayan azdiricilar bakire vajina